Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 16

Тема: Этнографические группы Русского народа

  1. #1
    Регистрация
    13.12.2006
    Адрес
    Moscow Region
    Сообщений
    627
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    Русский
    Убеждения
    Националист
    Вероисповедание
    Агностик

    По умолчанию Этнографические группы Русского народа

    По особенностям языка и быта русские делятся, по предложенной А. А. Шахматовым, А. И. Соболевским и позднее принятой многими, в частности советскими, исследователями (Б. М. Ляпунов, Ф. Филипп и др.) схеме, на две или три большие диалектные группы: северная окающая и южная акающая с промежуточным говором Москвы. Граница между первыми двумя проходит по линии Псков—Тверь—Москва—Нижний Новгород.


    В настоящее время в связи с развитием школьного образования и средств массовой коммуникации различия в диалектах сильно уменьшились.

    Бытовыми и языковыми особенностями, среди русских, выделяется ряд меньших этнографических групп:

    Горю́нынебольшой субэтнос русского народа, который проживает в центральной части Сумской области (Украина) (в основном, в Бурынском и Путивльском районах). Русский говор горюнов имеет черты, близкие белорусскому и украинскому языкам.

    Горюны представляют собой автохтонное население Сумского Полесья, их предки проживали на данной территории ещё во времена Киевской Руси. По мнению североамериканского исследователя Джеймса Ольсона горюны являются украинизированной группой полехов или «русскими переселенцами, смешавшимися с местными белорусами и литовцами». Исследователь Фёдор Климчук считает, что горюны являются потомками местных северян и, возможно, также радимичей

    У горюнов сохраняется субэтническая идентификация, и на бытовом уровне они отличают себя от других русских, а также от украинцев.

    У горюнов сохраняются уникальные черты полифонического пения
    .

    Затундренные крестьянеэтнографическая группа русских старожилов, проживавшая вдоль рек Дудинка и Хатанга на Таймырском полуострове (Восточная Сибирь).

    В XVI – XVII веках в Пясиду (как в тот период назывался Таймыр) пришли из европейской части России, первые русские поселенцы. Выходцы из Центрального и Восточного Поморья стали основой постоянного населения Таймыро-Туруханского района и нижнего течения Ангары.

    С течением времени уклад жизни немногочисленных русских жителей внутренних районов Таймыра на Хатанге и Пясине приобрёл черты рационального для этих мест быта эвенков и якутов. Затундренные крестьяне находились под сильным влиянием соседей, часто вступали с ними в браки, восприняли также язык якутов.

    В результате взаимодействия эвенков, якутов и русских затундренных крестьян в конце XVIII – первой половине XIX веков сложился долганский этнос. Поэтому некоторые исследователи считают затундренных крестьян составной частью, или даже основой долганского этноса.

    Затундренные крестьяне к концу XX века практически полностью слились с окружающим русским населением. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года к данной этнографической группе себя отнесли 8 человек.


    Каза́ки (казаки́, раньше и «козаки» от тюркск. «вольный человек», родственно казахи) — южнорусский и украинский субэтносы, появившиеся в XV веке на литовско-крымском пограничьи (проходившем по реке Днепр).

    Казачество обязано своим возникновением имеющейся во время монголо-татарского ига «живой дани», то есть людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. И само слово казак имеет тюркское происхождение, означающее лёгкую конницу. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-Подонское епископство. Таким образом согнанные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. После развала единого монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками, эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например у Шолохова). Н. И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе.

    В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были образованы в полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией. Эти казачьи отряды получили название «реестровых казаков». В качестве лёгкой кавалерии они широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполита. Среди реестровых казаков выделяются также панцирные казаки, занимавшие нишу средней кавалерии — легче Крылатых Гусар, но тяжелее обычных реестровых казачьих войск.

    Казачьи общины («войска́») стали образовываться и на территории России (Московского царства). Старейшим из них считается Запорожская Сечь, основанная в середине XVI века. После длительного периода номинальной зависимости от окрестных держав, она вошла в состав Российской империи, и была силой распущена Екатериной II в XVIII веке в связи с разбойничьими рейдами на колонистов Новороссии и политической неблагонадёжностью. Часть запорожцев (наименее значительная) ушла в Турцию и основала Задунайскую Сечь, часть наиболее вызывавших доверие у правительства полков запорожцев были сохранены в казачьем статусе, переселены на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско. Запорожские казаки остальных непокорных полков были лишены казачьего статуса (но тем не менее не были подвергнуты закрепощению) и в качестве вольных хлебопашцев (впоследствии, однако, часто призывавшихся и на военную службу) были поселены в пустовавшие области в среднем и нижнем течении Дона и Волги, но таким образом, чтобы быть отделёнными от приграничных территорий землями Донского и Волжского казачьих войск, доказавших преданность Престолу — так возникли зоны компактного проживания украинцев в Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях.


    Камчада́лыэтнографическая группа русских, старожильческое население современной территории Камчатского края, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В наибольшей мере на происхождение и культуру русских камчадалов повлияли также ительмены, в меньшей степени также коряки, чуванцы. Язык камчадалов — русский.

    Постоянное русское население появилось к 1730 годам и вследствие своей немногочисленности в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения.



    Липова́не (Филипповцы, Филиппоны, Дунаки, рум. Lipoveni), старообрядцы поповского направления и этнографическая группа русских.

    В конце XVII — начале XVIII веков после церковных реформ Никона они переселились в Молдову и Буковину. По одной из версий название «липоване» происходит от искажённого слова «Филиповцы», по другой — от липовых рощ, где липоване скрывались. Слово впервые встречается в австрийском документе от 1733 года.

    В настоящее время большинство липован проживает в Румынии (северо-западная Добруджа, жудецы Ботошани, Сучава, Яссы, Васлуй, Нямц, Бакэу, Галац, Брэила и, главным образом, в Тулче), на Украине (Вилково и окрестности), в Молдове и частично в Болгарии.

    В настоящее время липован насчитывается 37 тыс. человек по официальным данным и 100 тыс. по неофициальным. В 1990 году в Бухаресте была основана «Община русских-липован», которая издаёт газету «Зори-Zorile» и журнал «Китеж-град».



    Поле́хиэтнографическая группа в составе русских на территории Орловско-Калужского Полесья (бессейны рек Десна и Сейм). В формировании полехов приняло участие древнее балтоязычного население, (родственное племени голядь), вытесненное вятичами в VII — X веках с верховьев Оки в труднопроходимые заболоченные леса.

    К середине XVI века смешавались с русским населением, которое уходило в леса из долины Оки, опасась захвата в плен при набегах крымских татар. Близость полехов к западным соседям русских и, вероятно, этноконтакты с ними привели к значительной общности с культурой белорусов и, частично, литовцев.

    Полехи сохраняли некоторые антропологические особенности, особенности произношения и одежды (до середины XX века).


    Поляки - этнографическая группа русских, расселённая после 1763 на Алтае по реке Уба (река) и частично в Забайкалье.

    Поляки были потомками русских старообрядцев из Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской губерний, обосновавшихся сначала в Речи Посполитой ( в Белоруссии - в районах Стародубья, Ветки, Добрянки, Гомеля, Дорогобужа), а оттуда в конце XVII века переселённых в административном порядке в Сибирь. Поляки в течение двух веков лет поддерживали только внутрисемейные брачные связи, избегая вступать в брак с представителями других сибирских этносов



    Помо́рысубэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. Этноним произошёл от названия юго-западного побережья Белого моря — Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Великого Новгорода, откуда и происходило большинство поселенцев. Поморы частично ассимилировали автохтонное финно-угорское население.

    Поморы издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант, возможно, произошло от искажённого «Гренландия»), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI—XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири.

    Во время всероссийской переписи населения 2002 года поморами назвали себя 6571 человек (почти все они проживают в Архангельской области; среди них, в частности - тогдашний губернатор Архангельской области Ефремов, Анатолий Антонович


    Русскоустьинцы. Русское Устье — село в Аллаиховском улусе Якутии в устье реки Индигирка. Во времена СССР село называлось Полярный. Жители села называют себя русскоустьинцы и являются одной из древнейших групп русского народа в Сибири. Происхождение предположительно — из поморов. Другая версия — переселенцы из города Зашиверск (Средняя Индигирка), бежавшие от черной оспы.

    Русскоустьинцы были грамотны. Существуют свидетельства использования ими глаголицы[источник?].

    В настоящее время русскоустьинцы выделяются в отдельную этнографическую группу русских.


    Тудовляне (белор. тудаўляне) — этнографическая группа русских на западе бывшего Ржевского уезда Тверской губернии, где они составляли в первой половине XVIII века около 10%. По происхождению являются ассимилированными белорусами либо потомками праславянского автохтонного населения. Ещё в начале XX века тудовляне сохраняли ряд бытовых и лингвистических особенностей, сближающих их с белорусами.

    В узком смысле — жители древних волостей Старый Туд, Молодой Туд и Туд-Сковоротынь по обе стороны реки Туд, правого притока Волги. В широком смысле название тудовляне употреблялось этнографами XIX века для обозначения всего населения правобережья Верхней Волги с говорами, близкими белорусскому и польскому языкам.

    У тудовлян не существовало какого-либо самоназвания. В 1903 году белорусский этнограф Ефим Карский оценил их численность в 45 тысяч человек. В XX веке отличия тудовлян от окружающего населения практически стёрлись.


    По материалам Википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%...BA%D0%B8%D0%B5 В обзор вошли только наиболее изученные этнографические группы внутри Русского Народа, всего их насчитывается около 30.
    Помни историю, живи настоящим, твори будущее!

  2. #2
    Регистрация
    13.12.2006
    Адрес
    Moscow Region
    Сообщений
    627
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    Русский
    Убеждения
    Националист
    Вероисповедание
    Агностик

    По умолчанию

    О горюнах подробно:

    Горюны – особая группа русского народа. Происходит от слова «гарь», то есть гаряне, живущие на месте выжженных лесов, занимавшиеся земледелием на гари. Путивльский район в древности был заселен племенами северян. XIII в. – 40-50 годы – северяне находились под властью Киева, и в эти годы все Чернигово-Северское княжество было захвачено татарами. Во 2-ой половине XV в. Золотая Орда пришла в упадок. Все место заняли каган и крымские татары.
    В начале XV в. село Линово было даровано великим Московским князем Василием Дмитриевичем Молченскому монастырю. Соседи горюнов с севера однодворцы или хуторцы – переселенцы, в XVI в. И главным образом в XVII в. В связи с колонизацией края Москвой; с юга – украинцы, поселившиеся здесь в тоже время.

    (Д.И.Богалей «Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства» Москва 1887г., стр.119)

    Основное занятие в XIXв. – земледелие, бортничество, сеяли «жито» (слово «рожь» - не употреблялась) пшеницу, ячмень, гречиху.
    После отмены крепостного права в 1861г. у горюнов существовала общинная форма владения землей, однодворцы владели землей подворно.
    Сельхоз инвентарь – мало разнообразен – деревянная соха, позже появились деревянные плуги с железными лемехами («московские» и «рязанские»).
    «Рало» - деревянные орудия, которые делали борозды в 2-3 пальца шириной. Боронили до конца XIX в. вязаной бороной с деревянными зубьями. Для тяжести на нее клали бревно.

    (И.Н.Миклашевский «К истории хозяйственного быта Московского государства». Сообщения информаторов. Архив ИЭ Оп-292. полевая запись)

    Хлеб убирали серпами, позже косами. Сжатый хлеб складывали в крестцы (13-17 снопов) – «полуконы», «копы». Молотили в «клунях», ранее «пуня» - с соломенной крышей и стенами из плетня. Зерно хранили в амбарах, клунях (пунях), хижах, клетях. Молотили зерно в ветряных или водяных мельницах.

    Известно три типа селений – села, деревни, хутора (у однодворцев). Все типы представляют собой двухрядовые поселения, застроенные в несколько улиц. У горюнов застройка шла кучевым планом, то есть в начале строились как кому удобно – по принципу «по солнцу» независимо от положения улицы. Строительный материал – дуб, орех, осина, береза. В конце XIX в. богатые строили из кирпича.
    Строили хаты – четырехстенные. В Линово сохранилась хата, построенная 130 лет тому назад. Крыша строительной конструкции, сени на сохах. Сохи – старая конструкция крыши. Хаты клинцевали, обмазывали глиной и белили. Снаружи из земли и плетня, делали завалины. Пол земляной, обмазанный глиной. С середины XIX в. – деревянный. Были и курные хаты до второй половины XIX века.
    Во дворе находились – коровник, свинарник, овчарник, ворок, закута, хита из плетня (там спали молодые), клеть или амбар для хлеба. Бань не было. Мылись в корытах в хатах.

    Очень часто жители села объясняют значение слова «горюны» от слова «горевать». Существует предание (д. Петуховка): «Когда женщина шла на колодец за водой, брала с собой шест. И если из городища выскакивал татарин, клала себе на голову его, чтобы тот не закинул на нее аркан и не украл ее».

    Об очень давнем заселении этих мест говорят еще такие факты. На расстоянии 20 верст от Путивля расположилась Софрониево-Молченская пустынь. В ее историко-статистическом описании (1837г.) сказано: «Начало свое пустынь возымела вскоре после крещения Руси, при великом князе Владимире Святом (980-1015гг.). Весьма возможно даже, что основание ей положено кем-либо из прибывших на Русь из Греции с митрополитом Михаилом монахов, ибо по свидетельству Иллариона (древнерусский писатель, первый Киевский митрополит из русских с 1051г.), тогда «монастырова на горах сташа, черноризцы явишася». По другим источникам основателями Молчанской пустыни стали иноки Киево-Печерской Лавры. Спасаясь от кочевников, они поселились в дебрях на возвышенности у болота, получившего название «Молче» и давшего имя будущей Молчанской пустыне».

    (Издание «Десятина» №4 (91) 2004 г. «Духовные жемчужины Святой Руси»)

    В июле 2002г. группа студентов-филологов МГУ под руководством С.В.Кодзосова и С.М.Толстой работали в Линово.

    Горюны во многих отношениях отличаются от своих и украинских, и русских соседей: у них другой язык, другая старинная одежда, другие узоры тканья и вышивки, другие обычаи, другие песни. Причина этих отличий остается до конца не выясненной. О горюнах известно лишь, что были они в прошлом монастырскими крестьянами и принадлежали Софрониеву монастырю, что занимались гончарным промыслом, и каждая семья имела свою «яму», где копала глину, что были они знамениты своими песнями. Чтобы выяснить, когда и откуда пришли эти загадочные горюны на путивльские просторы, необходимы серьезные комплексные исследования диалектологов, этнографов, фольклористов.

    («Живая Старина» 2003г. «Погребение в саду у «горюнов» Сумской области»)

    http://linovo.etnos.ru/content/view/4/58/
    Помни историю, живи настоящим, твори будущее!

  3. #3
    Регистрация
    29.10.2006
    Сообщений
    14,108
    Национальность
    Убеждения
    Вероисповедание

    По умолчанию

    В феврале 2004 года в Москве прошла двухдневная научная конференция, посвященная "горюнам" - так на протяжении многих веков называют себя жители нескольких сел, расположенных неподалеку от старинного города Путивля. Говорят эти люди по-русски, носят русские имена и фамилии, но не отождествляют себя ни с кем. Среди украинских белорусских и русских соседей горюны выделяются особенностями народных костюмов, некоторыми чертами речи и удивительным древним пением. Кто эти деревенские жители? Успеют ли ученые разгадать тайну их происхождения прежде, чем они растворятся в современном обществе? На научный симпозиум в Институт языкознания приехала наследница певческой традиции из села Лино'во Лукерья Андреевна Кошелева. Выступал также киевский археолог, "чистокровный горюн", Иван Тихонович Черняков.
    Елена Ольшанская:"Славяне, живущие по Днепру, называемые поляне и горяне, утесняемы будучи от казар, которые град их Киев и прочие захватив, собирали дани тяжкие ..." - "История русского государства с древнейших времен" Василия Никитича Татищева упоминается едва ли не как главный источник, когда речь заходит о так называемом "суб-этносе", или народности "горюнов". Речь, впрочем, заходит очень редко. Татищев жил в 18 веке, он был среди первых ученых нового, послепетровского времени. Серьезный научный интерес к крестьянству возник в России гораздо позже, лишь во второй половине 19 века, а в начале 20-го многое было уничтожено революцией. Тем не менее, не в густом лесу, не на острове, а в центре страны продолжали жить люди, которые по-своему пели, разговаривали, хоронили покойников, пока однажды их не заметили этнографы и удивились. Иван Тихонович Черняков - ученый, археолог, он родился и вырос в деревне, жители которой называют себя "горюнами".
    Иван Черняков:Когда маленький человек рождается, вряд ли он знает, кто он такой - горюн или украинец или русский. Это позже начинается, в пять-шесть лет, когда в селе ему доверяют гусей пасти, потом телят. Впервые, когда я пас телят, из соседнего села начали пацаны кричать: "Горюн, дудка, на горе у тебя будка!.." Наверное, тогда обидно стало. Дразнили, как мы говорим "йон", "йость" . Украинцев мы хохлами называли, а русские - это кацапы, а вот мы, горюны - мы отдельно, ни к тем, ни к другим не относимся.
    Елена Ольшанская: Повседневная деревенская речь сохраняет языковые особенности, унаследованные коренными жителями от далеких предков. По сходству и различию бытовых слов этнолингвисты вычерчивают карты расселения древних племенных групп. Иногда граница проходит внутри улицы современного села. Никто из нынешних потомков славян, кроме горюнов, не употребляет, например, "йость" как форму глагола "быть", не говорит вместо "он" - "йон". Для науки тут кроется серьезная загадка. Среди племен, населявших когда-то территорию Киевской Руси, известны северяне.
    Иван Черняков:Северяне упоминаются еще как одно из самых древних племен в византийских источниках 6-7 века нашей эры. Они почему-то оказались на Балканах, на границах с Византией, переселялись, воевали. Современная "переясловщина", "черниговщина", даже появился термин "черниговская северянщина", "переяславская северянщина". Ну и по Десне и по верховью Днепра земли занимали северяне. Было какое-то огромное объединение предгосударственное, хотя они не стали, так сказать, организаторами Киевской Руси, но было какое-то объединение очень мощное. И, наверное, из Переяславля, от северян пальма первенства перешла к полянским племенам, к Киеву. Поляне и горяне. Иоакимовская летопись, на которую впервые обратил внимание Татищев. Он считал, что горюны - это те древние горяне, которые упоминаются в летописи. Но это тоже не дает нам разгадки их имени. Горяне, кто они? Жители гор? Да, когда на Балканах ходили, где-то жили на верху в горах, могли назваться горянами. Другая версия - в этом районе, где жили северяне, наиболее лесистые участки местности для земледелия выжигались, подсечное земледелие, могли от этого прозвище получить. Другое мы знаем - в языческой религии огонь, Иван Купала - праздники, как правило, связаны с костром, как символом солнца. Тогда горяне - те, которые, возможно, имели отношение к жреческим, так сказать, функциям проведения таких крупных племенных праздников с разведением огня. Топонимику никто пока не изучал, вот слово "горынь", названия рек и так далее... А это стоит изучать. Вот, например, наш известный Змей Горыныч, думаю, имеет отношение к горюнам.
    Елена Ольшанская:Лукерья Андреевна Кошелева родилась и всю жизнь прожила в селе Линово Путивльского района. Это - граница Украины и России. Путивль - из древнейших городов Киевской Руси. Там на городской стене, по преданию, плакала Ярославна о плененном князе Игоре.
    Лукерья Кошелева: Когда я была мало'ю, были старые дедушка, бабушка, разговор был у их такой, рассказывали ж мне, что раньше иссылали сюда каторжников. И женщин иссылали, и мужчин иссылали. Хат не было', выкапывали себе землянки и в тех землянках нахо'дилися. По какому случаю назвали деревню Лино'во? Сильные снега, когда весною таеть вода, то с той стороны, с России, поступала валовая вода, сильная, и все на свете. Вода захо'дила в хаты к людя'м, и однажды очень большой приплыл "лин", рыба большая (линь). Вот. То этот лин зашел в хату, и назвали село Линово.
    Иван Черняков:Мы не боимся леса. Для всех других лес - это так, а для нас лес - родной, вот так говорила бабушка. Люди очень крепкие и устойчивые. Лечила травами, травами всякими. Вот она собирала. Грибов много было. Я помню, у нас бочки стояли с грибами, маслята, опеньки. Когда я в Путивльском педучилище первый раз познакомился со "Словом о полку Игореве", то удивился, что бабушка, если я немножко завирался, когда она меня спрашивала, говорила: "Ля'по бя'шешь!", то есть, врешь хорошо [См. передачу "Слава и плач" о переводе "Слова о полку Игореве" В.А.Кожевниковым]. И вот там, когда : "Не лепо ли ны, бяшетъ, братие, почяти старыми словесы трудных повестей о по'лку Игореве...?" Меня удивило, неужели горюны с 12-13 века донесли речь древнекиевской Руси? Нигде ни в одном селе я больше не встречал, чтобы так говорили: "ляпо бяшешь". Нигде это не сохранилось, а у нас сохранилось. То есть, у нас сохранились в речи очень архаичные, древние элементы. Вот чеснок, который растет на лугах - "скорода' ", слово греческое, откуда оно пришло к горюнам? Непонятно. Может быть, со времени похода северян в 6 веке на Византию? Это удивило еще Лихачева Дмитрия Сергеевича. В других селах нет такого названия лугового лука.
    Лукерья Кошелева:Я в 1924 году родилась, 26 декабря. В 1933 году начали строиться колхозы и начали людей, кто в колхоз не хочет идтить, прогонять из хат. Так получилося, еще были живы дедушка и бабушка, не хотели идтить в колхоз. Ну у нас забрали лошадь, корову, овечек, все забрали, зерно забрали, вот, картошку забрали, где была на поле еще некопанная, покопали. Зерно, какое посеянное, пожалти все. Вот. Мы осталися под открытым небом, никто нас не пускал ночевать. Одна женщина, ей уже теперь царство небесное, тетушке Ольге Толстошеевой - были у ей детки, такие, как я, была у нее дочечка, Анна, и сынок был. Ну она нас приняла и мы у нее были. А дома забирали коммунисты, кто-то сказал, что "задрипанные", прости, Господи . Даже говорили (мать у меня Ореховна) : "Ореховна, не обижайся, никто тебя не прогонял, власть тебя не прогоняла из хаты, а прогнала моя Меляновна", жинка его. А почему прогнала? Потому что наша была хата и рядом хата родителей ее. Сказала: "Прогони их из хаты, а я чтобы с родителями рядом жила". Забрали все, одежду забрали, платки, весь наряд. Уже я в школу ходила, погляжу, в материных платках ходят люди и в юбках. Юбки ж тогда были широкие, шерстяные, суконные, самые разные.
    Иван Черняков:Я закончил семь классов, поступил в Путивльское педагогическое училище и там столкнулся с тем, что про горюнов знали, что живут в районе, в Новой Слободе, Линово, Калищи, Бывалино и так далее, это отсталые люди. Это правда. Во время войны лет пять мне было, мужчин не было в селе, все ушли в партизаны. У отца было 13 братьев, вернулось только трое. Все детство не было у нас, скажем, обуви, мне плела лапти сестра. Ну ей это надоело, "я тебя научу", и она научила меня. Где-то лет в пять я научился сам плести лапти и плел до десяти лет, а, может быть, и позже. Сам плел и ходил. Разбились - следующие плету. Взял лыко, летом драли это лыко, а потом его размягчали в воде и плели. Вот, наверное, в Путивльском районе многие в лаптях ходили и в других селах, но почему-то считалось, что в лаптях ходят только горюны. В хозяйстве, скажем, мялки, прялки, в Линово горшечники самые знаменитые, горшки обжигали. То есть, это отсталые люди, люди прошлого. Смотрели немножко в педучилище как на каких-то колдунов, говорили, что нам присуще какое-то колдовство. Вот так я ощутил себя горюном. В дальнейшем поступил в университет, никому не говорил, что я горюн, да никто и не знал об этом. На Украине спросите, кто такие горюны, они удивятся, вряд ли знают.
    Елена Ольшанская: Горюнские села жили обособленной жизнью. Советская власть и война оставили на них свои страшные отпечатки.
    Иван Черняков:У нас не помню, чтобы была партийная организация. Мой дядька, председатель колхоза, ходя, здоровый, 2.15 рост у него был, бандюга самый настоящий. Все свои. Другое дело, в селе были такие порядки негласные. И воровали в колхозе и так далее, что-то скрыть надо. Если кто-то что-то скажет, то хата не выстоит. Я знаю, одного сожгли, так было. Куда-то что-то написал, его сожгли. И знаю другое: в 1947 году, говорят, что он был герой Советского Союза, партизан, забыл, как зовут, он пьяный был, запел песню: "Когда Ленин умирал, Сталину приказывал, чтобы хлеба не давал, сала не показывал". Кто-то ж накапал. Через два дня он исчез и не знаю, где делся, кто забрал. Наверное, приехали ночью, забрали. В начале войны Серега Стугин, вот я помню, ему было лет 20, ушел в партизаны, а его отец был в селе. Колхозы еще действовали, хотя немцы вступили, приезжали, и полицаи приезжали. Было колхозное собрание, что нужно отдать зерно партизанам. Его отец говорит: "Что они как собаки бегают? Пусть в других селах берут, что у нас все время берут зерно?". Вот только единственное сказал на собрании, и этого Серегу Стугина заставили... забрали отца, и он его расстрелял. Партизаны ж в селе не жили, они жили в лесу, а пришли ночью втроем, в том числе Серега, и партизаны заставили расстрелять отца вот за эту фразу. После войны он сошел с ума. Я не могу фильмы смотреть о войне. Почему? Потому что в 1942 году, когда бои с партизанами были, всех жителей села, кого немцы поймали, в окопе собрали, согнали, поставили два пулемета и стреляли. Мы упали первые. И лежали до конца дня. Мой сестре тогда было 15 лет. Она стояла рядом со мной, мама, тетка остались живы. Сестре двоюродной, она меньше меня на два года, ей в руку попала пуля, но осталась жива. Там еще раненых было с десяток, они остались живы. Наверное, человек 70-80 были мертвы, их кровь текла на нас. Немцы ушли, мы ж не знали, ушли или нет, мы лежали под этой кровью, пока не стало темно, потом оттуда выползли и ушли в лес. Я с тех пор всегда убегал от уколов. Для меня красная кровь невыносима - сразу становится не по себе. Запах трупной крови у меня остался на всю жизнь. Я думаю, слава Богу, что мне было шесть лет, что психологически я пережил не так остро, как если бы был взрослым человеком.Несмотря на это, я стал археологом, всю жизнь копал курганы и имел дело со скелетами. Но скелеты, кости, они не вызывали никаких таких ассоциаций со смертью. Кто копает скелеты, курганы, им наливают в череп вина, водки, и выпивают из черепа. Я этот курс прошел у старших товарищей. Это никаких проблем не вызывало. А кровь, укол - ассоциацию с этим расстрелом вызывают почему-то.
    Елена Ольшанская:Научная конференция, посвященная истории, языку и культуре "горюнов", была организована художницей Ниной Кибрик. Ведущий, известный лингвист Сандро Васильевич Кодзасов, огласил печальную статистику. В 1970-е годы, когда ученые только начали открывать этот суб-этнос, в шести горюнских деревнях кипела жизнь, строилась новая школа. Церковь и бывший Софрониевский монастырь были тогда закрыты, лежали в руинах. Сегодня они восстановлены при спонсорской помощи москвича, потомственного "горюна" Михаила Ивановича Мураева. Однако из 1,5 тысяч жителей села Линово спустя четверть века осталось 700 человек, вместо 300 детей в школе учится 60. Смертность, как и в большинстве нынешних деревень, в десять раз превышает рождаемость. Филолог и этнолог Светлана Михайловна Толстая, прошлым летом со своими студентами побывавшая в селах, где живут "горюны", обратила внимание на обычай хоронить покойников на огородах, до сих пор существующий в некоторых семьях.
    Иван Черняков:Сколько я помню, похороны деда, бабушек, прабабушек - хоронили на кладбище. А на огородах тоже хоронят. Почему? Трудно объяснить, он хозяин хаты, хозяин всего, и он должен быть здесь. Да, языческий взгляд. Как хозяина хоронят - этого участка, этого двора. В устройстве могилы тоже у есть отличие. Обычно как? Вырывают яму четырехугольную и ложут покойника в гробу. А у нас почему-то делают обязательно сбоку "подбой", отрывают яму, скажем, на метр пятьдесят, а потом сбоку вырывают каморочку, пещеру, туда ставят гроб, яма остается пустой, а гроб сбоку от ямы. Славянами я не занимался, а занимался более древними периодами - неолит, Поле, т.е., 5 - 6 века... Это было у скифов, случаи, но не закономерность. Эти "подбои" были в бронзовом веке, катакомбы были, целые камеры были для этого. Это олицетворяло дом их. Были подбои и в 15-16 вв до нашей эры, в раннем железном веке были подбои. У славян, я смотрел, эпизодически встречается, но такой закономерности, широкого распространения не было.
    Лукерья Кошелева:Пещеры уже бросили копать, потому что это неправильно. Когда могилку выкопаешь, так, а под бочок подкопают, а тут земли на могилку насыпют, а покойник сбоку. Другой, кто приедет могилку копать, копает там, и выкапывали гробы, покойников выкапывали. Поэтому запретили, чтобы не копали под бок. Сейчас уже копают могилочку ровненько, рядышком. А то - катают яичко, а по покойнику ходют. Хоронишь если на кладбище, там весь мир на кладбище. Если, к примеру, родителей не останётся, то кто другой пойдеть, покатает яйцо и помянёть родителя. В саду в огороде, если никого нема, то распахивали. Кто другой займеть усадьбу, распахивают и могилки, и все - ни звать, ни поминать. Но есть и сейчас, и сейчас у нас недавно хоронили одного: тут ровненько огородца немножко, а туда - сад, яр такой. И там в яру же родители раньше были захоронены, и там похоронили парня.
    Елена Ольшанская: Катание пасхального яйца на могиле родителей - один из поминальных обрядов.
    Иван Черняков: Во время войны песен было больше, чем во все другие времена. Я помню годы трудные, 1946-47. Работа от зари до зари была у мамы, конечно. Я телят колхозное стадо пас, где-то 160 телят вдвоем пасли. Уходили рано, солнце вставало, шли на работу. Не платили ничего в колхозе. Я помню, мать должна была даже. Копейки какие-то, по одной копейке за трудодень. Что такое копейка до реформы? Ничто, но никто никаких денег не давал. Но песни шли оттуда. Может быть, потому что тяжело было, может, потому что во время войны тоже было тяжело, мужчин в селе не было, все ушли на фронт или в партизаны у нас. Песен было много. И состязались кутки, прилепы, даже села состязались. Слышно было, особенно весной, когда вода идет весенняя с Русской возвышенности. Овраги у нас - Синий Лог, Яруга... Тишина...когда тепло становилось в конце апреля - в начале мая, то эта луна, которая шла от леса к лесу, села вдали... все было слышно. Куток с кутком состязалися, эти женщины, хоры. В каждом кутке был свой хор. Тто не то, что былорганизованный, просто женщины вечером, когда еще нельзя было на огороде копаться, да и в колхозе меньше работы было, пели, шли с работы и пели. Куток - это часть села.
    Лукерья Кошелева:Когда я еще была малою, как только праздник, воскресенье, суббота, то всегда у нас на улице и мужчины, и женщины всегда собиралися и пели песни на каждой улице. Выйдешь, послушаешь - везде крик. Песни поют всякие разные, старинные песни. Все умели петь, и мужчины и женщины. Кто с радости, кто с горя пел.
    Елена Ольшанская:Есть в Москве ансамбль, который называется "Народный праздник". Им руководит музыковед, преподаватель Гнесинского института Екатерина Анатольевна Дорохова. Двадцать два года назад она и ее ученицы открыли горюнское пение, древнее многоголосие, корни которого уходят в даль языческих времен. Лучшей певицей в селе Линово считалась раньше мать Лукерьи Андреевны, Марфа Орефьевна Толстошеева, Ореховна, как ее называли в деревне. Она и ее подруги, пока были живы, учили образованных москвичек петь так, как умели только они. Главным хранителем "линовской традиции" стал теперь ансамбль "Народный праздник". Лукерья Андреевна при случае выступает с ним вместе. Я попросила ее спеть какую-нибудь старинную песню.
    Лукерья Кошелева: У нас есть свадёбная, когда молодую везут и поют эту песню:
    Бояринь, бояринь,
    Бояринь, бояринь,
    Хорошой, кудрявой,
    Хорошой, кудря-я-явой...
    Хороший, кудрявый,
    Хорошой, кудрявой,
    Белый, кучерявый,
    Белой, кучеря-я-явой...
    Белой, кучерявой,
    Белый, кучерявый.
    Держи вожжи ровно,
    Держи вожжи ро-о-овно...
    Держи вожжи ровно,
    Дёржи вожжи ровно.
    Приударь коня больно,
    Привдать коня бо-о-ольно,
    Привдарь коня боли-но,
    Привдарь коня больно,
    Чтоб ехали-гремели,
    Чтобы ехали греме-ели,
    Чтоб ехали греме-е-ели,
    Чтоб ехали-греме-е-е-ели,
    Чтобы ехали-гремемли.
    Кони повтомились,
    Кони повтоми-и-лись.
    Кони-и повтомили-ись.
    Кони по-овтомились,
    А бояре попоте-ели,
    А бояре попоте-е-ели...
    Бояре пой-потели-и,
    Бояре пойпоте-е-ели,
    А вина захоте-ели,
    Вина захоте- е -ели-и-и.
    Что вы сделали полезного для белой расы и русского народа на этой неделе?

    Юзербары к РМ:
    http://vk.com/album-44137116_163808286


  4. #4
    Регистрация
    29.10.2006
    Сообщений
    14,108
    Национальность
    Убеждения
    Вероисповедание

    По умолчанию

    Одним из важнейших факторов, повлиявших на состояние рус. нар. культуры с характерной для неё многовариантностью, было развитие этнич. территории русских и переселенческие движения. В связи с хоз. освоением окраин и вызванными им массовыми переселениями рус. нас. в разл. историч. периоды из одних р-нов в другие происходило, с одной стороны, смешение разл. обл. групп, образовавшихся ранее, с другой - формирование новых групп в ходе приспособления переселенцев к новым условиям жизни и в результате контактов их с местным нас. (родственным или неродственным). На новых местах в ходе сложных этнич. процессов в культуре и быту пришельцев вырабатываются некоторые специ-фич. черты, хотя продолжают сохраняться и старые, принесённые из "родных" мест и служащие своего рода историч. вехами в памяти народа. Непрерывность этого процесса составляет одну из характерных черт этнич. истории русских. В едином рус. массиве с ярко выраженной общностью самосознания, языка и культуры постоянно наличествуют разл. уровня этнич. подразделения, возникшие в разное время под влиянием разл. причин и более или менее заметно различающиеся между собой. Эти подразделения (зоны или группы - областные, локальные, историко-культурные) отличались значительной стойкостью и прослеживались с разной степенью чёткости ещё в нач. 20 в.
    Так потомки древнейшего коренного русского населения Карпатской Руси, частично Киевской Руси (самоназв, русины, т. е. "сын Руси"; русичи, руснаки, карпатороссы, угророссы, русские галичане, угрские русины, галицкие русины, буковинские русины, др. назв. - рутены) - жители основных исторических регионов современной Западной Украины (Прикарпатской Руси и Закарпатской Руси; живут также в Польше, Словакии, Сербии, Франции, США и др.), которые несмотря на многовековое существование в составе разл. гос-в (особенно Австро-Венгрии), оторванность от России и украинизацию сохранили русское этническое самосознание, русский язык и православную веру.
    Ощутимые различия в культуре и быту наблюдались между двумя исторически сложившимися большими этнографическими зонами русского народа: севернорусской и южнорусской, т. е. между т. н. северными и южными великорусами. Северные великорусы занимали обширную территорию примерно от бассейна Волхова на западе до Мезени и верховьев Вятки и Камы на ввостоке, южные великорусы - жители южной чернозёмной полосы России от бассейна Десны на западе до правого притока Волги Суры на востоке, от Оки на севере до Хопра и среднего течения Дона на юге.
    Это расхождение в традиционной культуре русских послужило причиной существования в отечественной этнографии в течение некоторого времени мнения о том, что северных и южных великорусов можно принять за отдельные самостоятельные народы. Однако и северные, и южные великорусы обладают единым русским самосознанием.
    Широкая полоса между северными и южными великорусами, главным образом в междуречье Оки и Волги, считается переходной среднерусской зоной. Именно здесь в XIV в. начала складываться русская государственность и происходило в дальнейшем формирование русской народности. В различных сторонах традиционной культуры среднерусской группы как бы сплавлены в единое целое северные и южнорусские черты, которые скрещивались и перерабатывались в новых условиях и на местной основе. В процессе изменений они приобретали зачастую уже не локальный, а общерусский характер, например традиционный женский костюм с сарафаном и кокошником и жилище на подклете средней высоты, распространявшиеся у русских повсюду. При этом многие особенности московского культурного влияния ощущались в разнос время в быту населения как севернорусских, так и южнорусских областей. Московские говоры легли в основу формирования русского языка, сыграв таким образом огромную роль в процессе национальной консолидации и развития национальной культуры русских.
    Особая группа с переходными признаками между северными и средними, средними и южными великорусами на западе древней территории расселения русских - в районе р. Великая, верховьев Днепра и Зап. Двины.
    Как своеобразная подгруппа среди великорусов выделяется русское население Среднего Поволжья, сформировавшееся в основном в XVI -XVIII вв. из выходцев из разных русских областей. В местных географич. условиях в тесном соседстве с разнообразным по национальному составу нерусским населением Поволжья оно приобрело особые черты, отличающие его от наседения др. средне-русских областей (бытование некоторых видов орнамента, сходных по форме и по расцветке с украшениями народов Поволжья, специфика внутреннего убранства жилища, применение особого вида плуга - сабана для вспашки почвы и др.).
    Русские северо-восточного района Приуралья примыкают к севернорусской группе и по окающему диалекту, и по многим особенностям материальной и духовной культуры (в т. ч. в области сельскохозяйственной техники, в пище, в свадебном обряде). Но вместе с тем они характеризуются и некоторыми чертами, свойственными жителям среднерусской зоны (в жилище, в одежде, в орнаменте). Такое сочетание связано с историей колонизации этих районов с Севера, из центральных областей и из Поволжья.
    Наибольшей монолитностью отличается севернорусская этнографическая зона, но и здесь выделяется группа поморов, расселившаяся на северной окраине коренной территории обитания северных великорусов на берегах Белого и Баренцева морей. Поморы сформировались из выходцев из севернорусских и отчасти центрально-русских областей, ассимилировав некоторые местные группы финно-угорского, саамского и ненецкого происхождения. Главным занятием поморов издавна были рыболовство и промысел морского зверя, под влиянием которых и сложился их своеобразный хозяйственный быт.
    Пестротой локального своеобразия отличалось население лесостепной и степной полосы европейской части России, наиболее разнообразное по своему происхождению. В зап. части южнорус. зоны исследователям по данным 19 - нач. 20 вв. удалось выявить ряд небольших групп, возможно генетически связанных с древнейшим местным нас., пережившим в этих р-нах господство монголо-татарских кочевников, К ним относятся т. н. полехи - возможно, жители полесья, т. е. некоторых старых поселений лесистых и болотистых мест, в бассейне Десны и Сейма; горюны, проживавшие по совр. адм. делению в Сумской обл. Украины, бывшие монастырские крестьяне - саяны (Курская обл.), цуканы (Воронежская обл.) и др. В их языке и традиц. формах культуры прослеживаются архаич, черты, свидетельствующие о южнорус. происхождении этих групп и о связях нек-рых из них (полехов, горюнов) в отдалённом прошлом с белорусами и отчасти литовцами (у саянов). Подобно полехам, у нек-рых юго-вост. групп P., живущих в заокской части Рязанской и Тамбовской областей, ещё в 20-х гг. 20 в. вразл. сторонах народной культуры, осооенно в орнаменте, в расцветке костюма, в убранстве жилища, прослеживались старые связи с народами Поволжья, что отчётливо заметно на примере группы, известной под назв. рус. мещёры, возникшей, возможно, в результате ассимиляции славянами аборигенного фин. нас. Рус. Мещера локализовалась в сев. частях Рязанской и Тамбовской областей, Часть мещёры отсюда в 16 - 18 вв. переселилась дальше на Ю.-В.: островки этого нас., давно уже обрусевшего, обнаружились на терр. Пензенской и Саратовской областей.
    Значительным своеобразием в культурно-бытовом отношении выделялись казаки - нас. Ю.-В. (от бассейна Хопра до бассейна Кубани и Терека - гл. обр., бывшая область войска Донского, вост. часть Новороссии, Кубанская, Терская области и др.), территориально и исторически связанное с нас. южнорус. областей и соседней Украины. По языку, по особенностям культуры и быта казачество в свою очередь было далеко не единообразным. Причины его неоднородности в значительной степени кроются в истории его формирования. В России насчитывалось одиннадцать казачьих войск.
    В осн. части рус. нас. Сибири также выделялось несколько больших и малых групп. В целом среди старожильческого нас. Зап. Сибири преобладали окающий диалект и севернорус. особенности в традиц. культуре, тогда как среди старожилов-сибиряков Вост. Сибири обнаруживаются также группы с акающим наречием и южнорус. традициями в культуре и быту.
    Среди русских Сибири имеются и такие небольшие группы, к-рые ярко выделяются некоторыми особенностями быта. К ним относятся, напр., бухтарминцы, или каменщики, проживающие по pp. Бухтарма и Уймон на Алтае - потомки старообрядцев, нек-рых других беглых, поселившихся здесь в горах ("в камнях") с 18 в. В районе Усть-Каменогорска (также на Алтае) локализуются т. н, поляки - потомки старообрядцев, переселенных сюда во 2-й пол. 18 в. после раздела Польши. В Забайкалье (в Бурятии) и в Читинской обл. потомки тех же старообрядцев известны также под назв. семейских (может, оттого, что переселялись они целыми семьями). Диалект семейских и поляков - акающий, каменщиков (бухтарминцев) - окающий. В силу известной замкнутости быта всех этих групп до недавнего времени у них стойко сохранялись своеобразные черты, в частности, сильны были пережитки патриархальных нравов и обычаев, долго бытовал старый традиц. костюм и т.п. В то же время у нек-рых из этих групп, напр. у бухтарминцев, под влиянием соседних нерусских народов подверглись изменению жен. одежда (появились шаровары у женщин), орнамент и многие другие элементы быта.
    Небольшие группы русских за Полярным кругом, которые переселились сюда из европ. части России в 16-18 вв., русскоустьинцы (с. Русское Устье на Индигирке) и марковцы (с. Марковка в устье Анадыря), находясь в особых природных условиях, многое восприняли от местного нас.: способы охоты и рыболовства, собаководство и оленеводство, нек-рые виды одежды, но сохранили нац. самосознание, свой фольклор и язык.
    Из смешения с коренными народами Сибири возникли такие своеобразные рус. группы, как якутяне (жители ямщицких селений по р. Лена), камчадалы (на Камчатке), колымчане (на р. Колыма), затундренные крестьяне (на pp. Дудинка и Хатанга), воспринявшие многие черты быта и язык якутов. К настоящему времени все эти группы почти слились с местным рус. населением. Своеобразны также компактные группы русских на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в Прибалтике и в Закавказье, в респ. Ср. Азии и в Казахстане.
    Таковы, напр., уральцы - потомки казаков-старообрядцев, переселенных в 18 в. с Яика после разгрома пугачевского восстания, и живущих в Каракалпакии, в Казахстане на берегах АмуДарьи и Сыр-Дарьи. В культурно-бытовом отношении представляют интерес и др. группы русских Казахстана и Ср. Азии. Особую группу составляют потомки рус. старообрядцев, с 17 в. обосновавшихся за тогдашним "шведским рубежом" на эст. землях зап. Причудья и т. д.
    В районах переселения русских, в т. ч. в таких р-нах, как Поволжье, Сев. Кавказ, Сев, Казахстан, юг Сибири и Дальнего Востока, происходили активные процессы этнич. сближения пришедших с местными народами, выражавшиеся гл. обр. в разл. культурных взаимовлияниях.
    В целом русские периферийных групп, оказавшись в новых природно-хоз. условиях и в тесном соприкосновении с др. народами, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя в основном свой традиц. культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты быта, заимствуя иногда многие элементы культуры, особенно хозяйственной, у местного нас. русские приносили с собой и распространяли среди местного нас., оказавшиеся полезными хоз. навыки и приёмы, содействовали, напр., развитию земледелия и распространению оседлости у ранее кочевых народов, созданию промышленности, стр-ву городов и росту культуры. Несмотря на многовариантность своих проявлений, рус, нар. культура оставалась единой: основу её составляли прочные этнич. традиции, к-рые вместе с инновациями, входившими в быт на разных исторических этапах, составляли нац. своеобразие.
    Использованы материалы кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994
    Что вы сделали полезного для белой расы и русского народа на этой неделе?

    Юзербары к РМ:
    http://vk.com/album-44137116_163808286


  5. #5
    Регистрация
    29.10.2006
    Сообщений
    14,108
    Национальность
    Убеждения
    Вероисповедание

    По умолчанию

    Северные субэтнические группы русских

    Местные территориальные группы русских с XIV-XVI вв. долго именовались чисто географически – онежане, каргопольщина, белозеры, двиняне, пошехонцы, теблешане, ильменские поозеры, кокшары, устюжане, важане, тотьмичи, вычегодцы и др. В состав всех этих групп вошли словене-новгородцы, «низовское» население Ростово-Суздальской земли и другие этноэлементы. Лишь ильменские поозеры – наиболее прямые потомки древних новгородцев – сохраняли физический тип и диалектные особенности новгородского говора.

    После XVI в. географические названия местных жителей стали малоупотребимы. До сих пор сохраняется наиболее крупная территориальная группа севернорусского населения – поморов, расселившихся по берегу Белого моря от Онеги до Кеми и по берегу Баренцева моря. Это – потомки новгородцев, частично «низовцев», появившихся здесь в XII в. В природных условиях северных морей они выработали своеобразный культурно-хозяйственный тип промыслового приморского хозяйства, занимаясь рыболовством и морской охотой, мореходством и предпринимательством.

    Среди поморов выделяются более мелкие группы – усть-цилемы и постозеры на Печоре, по происхождению – потомки новгородцев с некоторой примесью местного финно-угорского населения. Бытует также мнение, что постозеры – потомки московских служилых людей, смешавшихся с местными «инородцами». Но скорее всего московское влияние проявилось здесь позже (его несли ссыльные и купцы), так же как пришли из Москвы и былины, и акающий говор с мягким «к», которого нет в бывших колониях Великого Новгорода. По быту и цилемы, и пустозеры близки к новгородцам.

    Происхождение еще одной субэтнической группы – сицкарей, живущих по р. Сить в Моложском уезде Ярославской губернии, связано с ростово-суздальским колонизационным потоком на Север. В удельное время здесь были земли князей Сицких, а после Столбовского мира со Швецией 1618 г. сюда попала часть карел из-за «Свейского» рубежа, в XVII в. туда переселилась часть русского населения из Центра (из Москвы – ткачи-«хамовники»), а позднее, в XIX в., - снова карелы из Тверской и Новгородской губерний. Сицкари несколько отличаются по языку и быту от остального ярославского населения.

    К этнотерриториальной группе относятся тудовляне, живущие по р. Туд в Ржевском уезде Тверской губернии (если еще не вымерли). В сложении этой группы, по мнению исследователей, приняли участие белорусы. Иначе трудно объяснить некоторые особенности в говоре и народной культуре тудовлян.

    Еще несколько небольших местных групп имеет «сословное» происхождение. К ним относятся ягутки (ягуны) и гагары. Обе эти группы связаны с волжскими бурлаками поселившимися на территориях бывших Новгородской (ягутки) и Вятской (гагары) губерний.

    Своеобразием отличаются субэтносы конфессионального происхождения. К ним на Севере относятся старообрядцы, широко расселившиеся здесь в XVII-XIX вв. Старообрядцы делятся по принадлежности к основным направлениям религии на поповцев и беспоповцев, которые в свою очередь делятся на многочисленные толки и согласия. Среди севернорусского населения представлены поморцы (даниловцы), филипповцы, федосеевцы, бегуны (странники), беглопоповцы, белокринницкие и часовенные. От остального населения эти группы отличаются замкнутостью и патриархальностью в быту, в большинстве случаев сохраняются черты материальной и духовной культуры.
    Что вы сделали полезного для белой расы и русского народа на этой неделе?

    Юзербары к РМ:
    http://vk.com/album-44137116_163808286


  6. #6
    Регистрация
    29.10.2006
    Сообщений
    14,108
    Национальность
    Убеждения
    Вероисповедание

    По умолчанию

    • Русские (затундренные крестьяне, индигирщики, каменщики, карымы, кержаки, колымские, колымчане, ленские старожилы, мезенцы, обские старожилы, походчане, русско-устьинцы, семейские, якутяне, ямские):115 889 107 чел.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_2002_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83
    Что вы сделали полезного для белой расы и русского народа на этой неделе?

    Юзербары к РМ:
    http://vk.com/album-44137116_163808286


  7. #7
    Регистрация
    19.03.2007
    Адрес
    Святая Русь
    Сообщений
    7,846
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    русский
    Убеждения
    консерватор
    Вероисповедание
    православный

    По умолчанию

    Как вам такая новость?

    http://www.rv.ru/content2.php3?id=2226

    ДЕКЛАРАЦИЯ О ПОМОРСКОМ НАРОДЕ

    21 сентября 2007 года в Архангельске прошел первый объединительный Съезд поморского народа, на котором единогласно принята декларация о самоопределении народа поморов.

    В работе межрегионального Съезда приняли участие 75 делегатов (в том числе 15 женщин) из Архангельской, Мурманской областей, республики Карелия и Ненецкого автономного округа, выдвинутые коренными жителями поморских поселений названных субъектов РФ.

    Съезд также направил свои предложения в разрабатываемый сегодня правительством РФ проект Концепции национального развития России, открытые обращения в адрес Президента РФ, Правительства РФ, депутатов Госдумы, с требованием признать право поморов на существование в качестве самоопределившейся коренной малочисленной этнической общности России. Съезд потребовал от властей ускорить затянувшийся процесс включения поморов в Единый перечень коренных малых народов России.

    Председателем Совета поморов России избран руководитель рыбакколхоза «Беломор», глава Беломорской территориально-соседской общины коренного народа поморов Сергей Николаевич САМОЙЛОВ.

    Русский вестник
    www.rv.ru

  8. #8
    Регистрация
    13.12.2006
    Адрес
    Moscow Region
    Сообщений
    627
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    Русский
    Убеждения
    Националист
    Вероисповедание
    Агностик

    По умолчанию

    Вятич, уже не впервой слышать о тамошних "националистах"... Что ж, сейчас модно быть кем угодно, только не русским, а тут ещё и льготы им всякие дадут.
    Помни историю, живи настоящим, твори будущее!

  9. #9
    Регистрация
    19.03.2007
    Адрес
    Святая Русь
    Сообщений
    7,846
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    русский
    Убеждения
    консерватор
    Вероисповедание
    православный

    По умолчанию

    Ворон писал:
    Что ж, сейчас модно быть кем угодно, только не русским
    Точно сказал. Вот уже и некоторые казаки перестают себя считать русскими...

  10. #10
    Регистрация
    13.12.2006
    Адрес
    Moscow Region
    Сообщений
    627
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    Русский
    Убеждения
    Националист
    Вероисповедание
    Агностик

    По умолчанию

    К сожалению, уже не некоторые, а достаточное большое их число. Вот, к примеру, самый популярный их ресурс: http://fstanitsa.ru/ Не далёк тот час, когда вдруг появятся русские по крови люди, указывающую свою национальность как "сибиряк", "уралец", "волжанин", "московит"... В принципе, согласно нынешним законам (о свободе самоопределения), ничто не мешает лично мне провозгласить себя, например, киммерийцем, гунном, или ещё каким-нибудь гоблином, и потребовать себе особых прав и льгот, как представителю коренного малочисленного народа нашей многонациональной россиянии.
    Помни историю, живи настоящим, твори будущее!

Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Юридические права Русского народа
    от Юрист в разделе Политика и экономика
    Ответов: 18
    Последнее сообщение: 21.08.2009, 12:35
  2. Ответов: 67
    Последнее сообщение: 23.03.2009, 19:19
  3. Этнографические группы Русского народа
    от Ворон в разделе Традиция
    Ответов: 13
    Последнее сообщение: 30.12.2008, 01:51
  4. Этнографические карты
    от Басманов в разделе Антропология
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 28.09.2008, 04:44
  5. Особые этнографические группы русских
    от Басманов в разделе Русские
    Ответов: 0
    Последнее сообщение: 03.09.2008, 11:55

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •