Показано с 1 по 10 из 10

Тема: Иоанн Грозный и Ливония: опыт переосмысление личности и войны

  1. #1
    Регистрация
    06.04.2010
    Сообщений
    7,636
    Страна проживания:
    Germany
    Национальность
    Русский
    Убеждения
    Непримиримость
    Вероисповедание
    Вера в победу
    Записей в дневнике
    46

    По умолчанию Иоанн Грозный и Ливония: опыт переосмысление личности и войны


    Взятие Полоцка войском Ивана Грозного, когда служилые татары предвосхитили подвиг монголов армии барона Унгерна, утопив в реке местных бернардинцев и доминиканев, с иудеями заодно

    Для русских традиционалистов нового поколения принадлежность исторической, белой (как в идейном, так и в расовом смысле) России к Европе неоспорима. Россия не только не являлась врагом Европы, но и находилась в её авангарде, сначала принимая на себя удары евразийской Степи, а потом возглавляя Drang nach Osten в поволжском, сибирском, кавказском, дальневосточном и среднеазиатском направлениях. Царствование такой неоднозначной фигуры нашей истории как Иван Грозный, прежде всего, охарактеризовано переходом от пассивной обороны по линии «засечных черт» к наступлению на поволжские и сибирские форпосты Евразии (покорение Казани, Астрахани, Сибирского царства). Но есть в периоде царствования Ивана Грозного и ещё один немаловажный эпизод, который, с первого вида, должен бить по нашему утверждению о единстве интересов Европы и России. Это Ливонская война (1558-1583). Если казанский и астраханский походы русских ратей можно наречь «Русской Реконкистой» и поставить в один ряд с ликвидацией последнего мусульманского государства Западной Европы, Гранадского эмирата, кастильской короной в 1492 г., то кампании в Прибалтике могут быть поименованы русским «бегом к морю» (Wettlauf zum Meer). Ограничившись лишь внешней стороной событий, мы рискуем не понять их глубинного характера, поэтому Ливонская война не может быть в наших глазах простой захватнической войной, закончившейся к тому же поражением России. Напротив, взглянув на эту, казалось бы, провальную войну более пристально, можно сделать ряд парадоксальных выводов. Для русских европейцев кампании Ивана Грозного на Балтике не «война Святой Руси с безбожным Западом» и тем паче не «евразийский Drang nach Westen», а рискованное, безумно-храброе предприятие по прорыву вековой противоестественной блокады, лишающей Русь выхода к тому морю, с необъятных широт которого приплыли её основатели. И не случайно, что инициатором этого «бега к морю» стал царь, чуть ранее, в своих казанских и астраханских походах положивший конец тюрко-семитической угрозе, свившей себе гнездо на берегах не менее культовой для русского самосознания реки Волги. Вне зависимости от исхода этой кровопролитной войны, её время должно запомниться нам не военными неудачами, а её блистательными парадоксами. Это было время, когда Русь на несколько лет выступила протектором для Ливонского королевства, создав все условия для возрождения орденских традиций (экспортированных, как мы увидим позднее, и на русскую почву в форме опричного ордена), когда дом Рюриковичей конкурировал с домом Габсбургов за трон Польши и претендовал даже на английский престол, когда русские каперы бороздили волны Балтики, когда произошёл первый после долгих времён татарщины плодотворный культурный обмен между Россией и Германией, когда параллельно с западными кампаниями шла восточная Конкиста, - завоевание Сибири (активность Русского Царства Иоанна IV в восточном полушарии имела те же фаустианские корни, что и активность Священной Римской Империи Карла V в западном полушарии, на южноамериканском континенте). Все эти обстоятельства добавляют русскому участию в Ливонской войне черты, присущие скандо-германскому геополитическому полю. У русского общества вырабатывается вкус к типично германской имперской мифологии (что чувствуется в текстах посланий русского царя германскому императору), вооружённая идеей царственного ордена (опричнины) она противостоит как исламским ордам Турции и её вассалов (Казани, Астрахани, Крыма, Ногая), так и иезуитской поступи польской «Сарматии», уже подмявшей под свой сапог Литовскую Русь. Несмотря на стереотип об изоляции Московского государства, оно всегда поддерживало политические и культурные контакты с Западной и Северной Европой, будучи не преемником Золотой Орды, как на том настаивают коммуно-евразийские пропагандисты, а типичной северо-европейской страной.

    Для большей ясности, к вышеизложенному прилагается набор тезисов.


    1. Тевтонские традиции и Опричнина. Потеря самостоятельности Тевтонским Орденом после поражения его армии в битве при Грюнвальде от соединённого войска поляков, литовцев, русских и татар, и распространение Реформации на территории соседнего Ливонского Ордена, знаменуют непоправимое угасание инициатических традиций Балтикума. Тип рыцаря заменяется типом бюргера. Одновременно, в оправившемся от смрада татарщины Руси набирают силу обратные процессы, пробуждается интерес к духовно-рыцарским орденам. Иван Грозный предпринимает первые практические шаги в этом направлении. О намерениях Великого Князя Московского создать некий военно-монашеский орден говорится уже в заявлении саксонца Г. Шлитте в 1547 г. В сборнике А. Рудольфи «Куриозная геральдика», изданном в 1718 г., есть свидетельство об учреждении Иваном Грозным в 1557 г. (за 10 лет до опричнины) «Ордена Небесного Креста», награды, чья стилистика (орден имел вид креста с «розой, украшенной жемчугом, потому, что на цепи ордена, состоявшей из 43 звеньев, висело изображение Спасителя Иисуса Христа, торжествующего и возносящегося к небесам») говорит о глубине познаний Ивана Васильевича в области средневековой геральдики. Неожиданный толчок к образованию первой в истории России инициатической структуры, опричнины, дал успешный ход войны в Ливонии. К 1558 г. Ливонский Орден уже не представлял из себя серьёзной военной силы, всё более склоняясь в сторону Польши, до этого пожравшей тевтонцев. Русское вторжение стало неожиданным поворотом событий, благодаря которому стал реальным «экспорт» орденской традиции на Русь. Именно рыцарское мировоззрение Ивана Грозного сыграло немаловажную роль в покровительстве им ливонским пленникам, в т.ч. Иоганну Таубе и Элерту Крузе, с 1564 по 1571 гг. находившимся при дворе русского правителя. Учреждённая в самый разгар войны (1565 г.) опричнина пестрела фамилиями бывших рыцарей ливонского филиала Тевтонского Ордена. Среди них: Иоганн Таубе («Иван Тув» в русских источниках), Элерт Крузе, Генрих Штаден, Альберт Шлихтинг, Юрген Ференсбах («Юрий Францбек» в русских источников; командовал отрядом рейтар в битве при Молодях) и многие другие. Немаловажен факт того, что характеристика Опричнины как организации орденского типа впервые прозвучала именно со стороны находившихся в её составе немцев. Те же Таубе и Крузе, направленные Иваном Грозным на переговоры с императором Максимилианом и, после разгрома Опричнины самим же царём, бежавшие в Речь Посполитую, составили после своего бегства описание не только своей службы в ней, но и историю, устав и практику самого «опричного ордена». Роль Верховного Магистра исполнял сам Царь, ниже которого в иерархии стоял стац-параклисиарх (Малюта Скуратов-Бельский). Число опричных «братьев-рыцарей» было строго определённым: сперва пятисот, потом т.н. «ближняя тысяча». Комтуриям и коммендам западных орденов соответствовали «кромешные» или «опричные» дворы. Один из таких «опричных дворов» был выстроен прямо напротив Московского кремля, на нынешней Берсеневской набережной Москвы и представлял собой настоящий орденский замок, окружённый мощными черными стенами, с чёрными двуглавыми орлами на шпилях башен, хищно оскалившимися геральдическими львами на воротах и многочисленной крепостной артиллерией. Стены и крыши опричных «комменд», судя по раскопкам другого центра опричной организации, Александровой Слободы, были покрыты чёрной графитной черепицей. В подобных сооружения пестовалась элита Русской Земли, на кою царь-вождь возлагал трудную миссию по очищению государства от «крамолы». Особый символизм прослеживался и в униформе русского рыцарства: чёрных кафтанах из грубой ткани, во время походов носимых поверх доспехов. Собачьи головы у сёдел могли бы свидетельствовать о пробуждённым к жизни архетипе Волка, но и собственно «собачье» наполнение этого атрибута говорит о многом. В индо-иранской мифологии собаки наделяются свойствами духов, спускающихся на поля сражений и зализывающие раны воинов. Сакральное значение имеет собака в зороастризме. Монашеский орден доминиканцев, символику которого имеет много схожих черт с опричниной, именовался своими членами не иначе как Орденом «псов Господних» (лат. Domini Canes). К важным деталям опричной геральдики надо отнести и изображение единорога («инрога») на печати опричнины. Мистически чувствительный русский народный фольклор закрепил за чёрным русским рыцарством прозвище «кромешников» («опричь» означает «кроме»; «тьма кромешная» и «ад кромешный» - в том же ассоциативном ряду). Это служит намёком на то, что войско Иоанна есть нечто большее, чем просто войско; страшный и таинственный круг «избранных», пришедший из потустороннего мира для «большой чистки». Эсхатологические убеждения царя, простирающиеся и на его личную «гвардию» (впрочем, термин «гвардии» более уместен для стрелецкого войска) способствовали укреплению средневекового настроя в рядах Опричного Ордена, быстро нашедшего своё призвание в борьбе не только с буржуазным духом «земства», но и с внешним врагом: исламизмом на юге и иезуитизмом на западе. Эта борьба делала опричников преемниками германских императоров-крестоносцев, противящихся тирании римских пап и самостоятельно ведших своих воинов на освобождение Гроба Господня (русская народная память увековечила Ивана Грозного в том же почтительном статусе «спящего короля», в каком память немецкая увековечила императора Фридриха Барбароссу; достаточно взглянуть на Песнь о смерти Ивана Грозного, где в кипарисовом гробу у головы царя лежат крест и корона, а у ног меч). Перед зачислением в «кромешный» орден кандидат проходил строжайший отбор, в ходе которого исследовался его род, проверялись семейные связи, имена всех, с кем он был знаком или дружен; характерная для всех военно-монашеских и рыцарских орденов, от тевтонцев до СС, «рутина», которая должна была отсечь людей неблагородного происхождения.


    С полным на то основанием мы можем считать Ивана Васильевича основателем особого, «готического» течения в русской эстетике. Неожиданно выросшие на русской почве орденские замки, облачённое в чёрный цвет рыцарство, цель которого – борьба с Reaktion внутри страны и многочисленными врагами вне её, органично вписались в фон той эпохи, пропитанной ощущением скорого Страшного Суда. Какие бы противоречивые трактовки не давались деятельности Ивана Грозного, русские националисты, вовсе не обязуясь восторгаться его правлением, должны судить об этой личности руководствуясь её реально-историческим образом, а не кинематографическим культур-большевизмом от Эйзенштейна, Гайдая и Лунгина.


    2. Русь и Европа. Внешнеполитические стремления Русского Царства при Иване Грозном сопровождались удивительной откровенностью, с которой московский царь обосновывал право Руси на достойное место в Европе. Саксонец Г. Шлитте, в 1547 г. направленный Грозным для вербовки за границей специалистов (где и был задержан), около 1556 г. сочинил проект царского письма императору Священной Римской империи Карлу V, где от имени русского монарха говорится, что «мы одного корня и происхождения с германцами…» Английский посол Джильс Флетчер привёл воспоминания своего соплеменника, которому Иван Грозный признался, что считает своими предками «германцев» («Germans»). По свидетельству немца Г. Шульца, очевидца завершившихся в июне 1570 г. переговоров Грозного и герцога Магнуса, царь в присутствии Боярской думы и иностранцев сказал своему вассалу, королю Ливонии: «…Сам я германского происхождения и саксонской крови...» В 1566 г. со слов немца Г. Писспинга, вернувшегося из России, стало известно мнение царя, что «род его происходит из баварских владетелей, и что имя наших бояр означает баварцев». Карамзин информирует, что «любимцы» Грозного ливонские дворяне И. Таубе и Э. Крузе, в 1569 г. склоняли жителей Ревеля признать власть царя тем доводом, что «он любит немцев, сам происходит от дома Баварского...» Военные успехи России инициировали интерес к новому игроку на мировой арене и в германских государствах. «В 1567-68 гг. в Германии много говорилось об успехах Москвы. Иные готовы были верить, что создаётся величайшая империя в мире: если московский царь завладеет Ревелем, он водворится вскоре посредине Балтийского моря, на островах Готланде и Борнгольме и будет для Германии гораздо опаснее, чем турецкий султан. Многим… казалось, напротив, выгодным завести прямые сношения с Москвой и приобрести в ней союзника против Турции… Баварец Фейт Зенг, один из торговцев, подолгу проживших в Москве, старался увлечь своих соотечественников сообщениями о «могучем царе» и склонить их к заключению союза с Москвой. Он указывал на громадную армию и великолепную артиллерию царя, на обилие его денежных средств, настаивал на устройстве почтовых сношений между Москвой и Германией, на облегчении московитам возможности ездить за границу. Русские, по его словам, вообще чрезвычайно способны и восприимчивы; со времени занятия Нарвы они приобрели большую опытность в торговом деле; необходимо открыть им средства обучения науке и технике» (Р. Виппер. «Иван Грозный». Пр. 1922). Балтийское побережье считалось «вотчиной» царя, что видно из официальных документов эпохи. Так, в 1552 г., в договоре с Данией, русская сторона выговаривает свободный проезд во все города датского королевства не только для русских купцов из Пскова, Новгорода и других городов, но и для «немцев моей (т.е. Ивана Грозного) вотчины». Для возрождения орденского наследия Россия дарует в 1570 г. независимость Ливонскому королевству, править которым приглашается датский принц из ольденбургской династии Магнус. Для закрепления данной царю клятвы верности, Магнус связывается с Русью брачно-семейными узами, женившись на русской аристократке Марии Старицкой, которая приобретает титул ливонской королевы (этот титул был засвидетельствован даже на её надгробии в России).


    В то же время, при Иване Грозном, наряду с германо-нордическим, актуализируется и римский пласт русского самосознания. Свои корни Иван Васильевич возводил не только к викингам, но и к римлянам. При составлении царского генеалогического древа использовалась распространённая в 16 в. легенда о римской миграции в балтийское Поморье, где искал убежища от заговорщиков брат императора Августа Прус. «Краткая генеалогия великих князей Московских, извлеченная из их собственных рукописных летописей», изданная в Кёльне в 1576 г. сообщает: «Приде на Русь из немец, из прус, муж честен от рода римска царя Августа кесаря, имя ему князь Рюрик». Таким образом, ореол древнего имперского Рима нисколько не мешал высшей русской аристократии ощущать себя исконными хозяевами Севера, князьями германской крови. В искусстве Руси то и дело мелькают мотивы, которые на католическо-протестантском, загнанном в рамки рационалистических догматов Западе однозначно снискали бы клеймо «еретических». Росписи паперти Благовещенского собора русские мастера украшают изображениями Аристотеля, Платона, Вергилия и Гомера, а в росписях Новоспасского монастыря возникают образы Орфея, Птолемея, Плутарха, Гомера и Платона. Обращение русского искусства к кладезям ветхой Эллады происходит одновременно с увеличением интереса к русской тематике в искусстве стран Западной Европы. Особенно богатой на русские мотивы оказалась английская литература. Героиня «Зимней сказки» Вильяма Шекспира называет своим отцом «русского императора», пьеса Томаса Лоджа «Маргаритка Американская» посвящёна «дочери московского короля», этот же сюжет лёг в основу новеллы Роберта Грина «Пандосто»; незначительные, но весомые упоминания о России и русских содержится и в ряде иных произведений английских авторов.


    3. Главными конкурентами России в ливонских делах выступила Польша, до этого уже запятнавшая себя открытой поддержкой прото-большевицкого движения гуситов в его борьбе против традиционной Европы (гуситские идеи в Чехии укоренились в основном среди альпийской расы и всевозможных ублюдков, в чём можно наглядно убедиться взглянув на череп предводителя гуситов Яна Жижки; будучи антинемецким, гуситское движение нанесло непоправимый вред и самим чехам, вполне закономерно, что в дальнейшем гуситскую мифологию подхватил масонско-прогрессистский чешский национализм, имевший в числе врагов не только национальную Германию, но и национальную Россию, правителя которой, адмирала Колчака, идейный потомки гуситов предали большевикам), и Великое Княжество Литовское, которое из литовско-русского государства к тому времени начало превращаться в «империю позитивной дискриминации», с поляками и евреями в качестве элиты, и русинами, литвинами и жмудью в качестве «быдла». Заключительный период войны приобрёл значение решающего для белой Европы: в нём поляки выступили неприкрытыми вассалами Оттоманской Порты, которая после сокрушительного поражения турецко-татарского войска в битве при Молодях, переменила тактику и решила воевать с Русью чужими руками. В условиях конкуренции Москвы и Вены за польский трон, султан посылает в Польшу 120-тысячную армию со своим «кандидатом» (вассальным Турции герцогом Трансильвании Стефаном Баторием) в обозе. Шляхте предлагается сделать выбор в пользу никому неизвестного герцога Трансильвании или испытать на себе все ужасы азиатского нашествия. Так финно-угорский недочеловек с уралоидной физиономией встал во главе сильнейшей державы Восточной и Центральной Европы. Служа пушечным мясом для исламских интересов, поляки смогли выбить войска Ивана Грозного из практически всех занятых городов Литовской Руси и Прибалтики (здесь им помогли шведы), но потерпели фиаско у Пскова. На этой счастливой ноте неудачная для России Ливонская война должна была окончиться: мусульманско-католический интернационал всё-таки не позволил потомкам варягов пробиться к Балтике. Эта задача будет выполнена Петром I, в чём заключена великая трагедия. Ведь Иван Грозный добивался вхождения России в лоно европейской цивилизации без введения подушной подати, рекрутчины, без почти что сталинских по методам управления строительных проектов в устье Невы, без религиозных гонений на 1/3 русского народа, который так и не воспринял никонианства, с заложенным в нём клерикальным антимонархизмом.


    4. В годы Ливонской войны воды «варяжского моря» вновь увидели боевые корабли с русскими флагами на мачтах. Захватив Нарву и обретя первые балтийские порты, Иван Грозный реализовал стародавнюю мечту о русском флоте, без которого геополитическое пространство Северной Европы выглядело бы незавершённым. Примечательно, что первым русским флотоводцем становится северо-германец, капер Карстен Роде, получивший из рук Ивана Васильевича охранную грамоту на управление русской эскадрой (включавшей несколько купленных в бывших ганзейских портах военных судов), в которой говорилось: «…силой врагов взять, а корабли их огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты… А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать». Команды судов комплектовались из русских (архангельских поморов, стрельцов и артиллеристов Пушкарского приказа), но в них встречались и скандинавы (например, известный корсар-норвежец Ханс Дитрихсен). Знаменателен факт того, что эта возникшая в эпоху европейского Реннесанса русская эскадра сражалась под червлёным знаменем, историческим цветом вендов, балтов и скандинавов (см. государственные флаги Латвии, Польши, Дании и Норвегии, комбинирующие белый и красный цвет в тех или иных вариациях). Личность самого «морского атамана» Карстена Роде довольно загадочна. Начать следует с того, что местом рождения героя считается область Дитмаршен, пиратская республика на севере Германии, жители которой смогли отстоять независимость от войск датско-новрежской Кальмарской унии в битве при Хеммингштедте в 1500 г. Русский флот под руководством такого искушённого в мореходстве адмирала как Карстен Роде, перерезал маршруты польских и шведских купеческих судов и вёл успешные сражения с военными кораблями противника, вплоть до своего вынужденного интернирования в Данию из-за обострения до этого благоприятных русско-датских отношений.


    5. На евразийские и фофудьеносные пляски вокруг имени железного русского монарха следует смотреть иронически, как на проделки пролетарских детей-даунов, по случайности попавших в чью-то дворянскую вотчину и играющихся драгоценными сервизами. Точно так же обстоит дело и с творением жидо-советского режиссёра Эйзенштейна, по прихоти грузинского пахана, снявшего фильм «Иван Грозный» с бесчисленными историческими ляпами (уступающими, пожалуй, ещё более гнусной поделке агитпропа «Александру Невскому») и неуместными аллюзиями на современность (чего стоит Бухарин, выведенный в образе Андрея Курбского). Сомнительная информация о татарах и кавказцах в опричном войске (они и правда там служили, человека два или три…) впервые появилась на странах коммуно-патриотического журнала «Русский Дом», где евразийский навет на самого «готического» правителя русской истории, перемежёвывался с пресловутым «россиянством», запутинством и житием «праведника» Чапаева. Отснятый режиссёром Лунгиным по заказу советской лже-церкви (с соответствующей подборкой актёров-шизофреников из прихожан «Московской Патриархии» типа П. Мамонова и И. Охлобыстина) фильм «Царь» достойно продолжает коммунистическую традицию очернительство русского прошлого.


    Иван Грозный глазами советских и сергианских агитпроповцев:



    Иван Грозный глазами русских имперских художников:


    Вступление Иоанна IV в Казань, П.И.Шамшин


    Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года., Г.И.Угрюмов


    Покорение Казани. Плененного Едигира царя казанского приводят к Ивану IV. А. Кившенко

    Источник
    "Я здесь Россию представляю, а не РФ."

    Александр Жучковский

  2. 3 пользователя(ей) сказали cпасибо:

    ВолонтерЪ (19.08.2012), Сухарь (20.08.2012), Эдвин_Мур_ (19.08.2012)

  3. #2
    Регистрация
    31.08.2011
    Сообщений
    1,942
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    русский
    Убеждения
    Націоналъ-монархистъ, антисовокъ, антіордынецъ
    Вероисповедание
    Православный Христіанинъ
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию

    Хорошая, годная статья. Федор Мамонов все-таки один из лучших правых публицистов сейчас.
    Настанутъ дни, и вихрь кровавый. Отъ насъ умчится навсегда, Взлетитъ опять орелъ двуглавый, И сгинетъ красная звѣзда... Графъ Н. Зубовъ. Крымъ, 1920 г.

  4. #3
    Регистрация
    03.12.2011
    Сообщений
    3,848
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    Русский
    Убеждения
    Монархист
    Вероисповедание
    Православный

    По умолчанию

    Хорошая статья. Поменьше бы только отвлеченного символизма и побольше внимания прагматике - Иоанн Васильевич ведь делал вещи полезные для государства и народа. На них надо больше внимания. Говорить об экспорте традиций, гм... У нас вои уникальные традиции были, мы самобытная европейская ветвь - нам нет нужды в чужих традициях.

  5. Пользователь сказал cпасибо:

    Сухарь (20.08.2012)

  6. #4
    Регистрация
    17.03.2011
    Адрес
    недалеко от Москвы
    Сообщений
    1,427
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    русский
    Убеждения
    националист
    Вероисповедание
    воинствующий атеист

    По умолчанию

    Потрясающая фольк-хистори.
    ultima ratio regis.

  7. Пользователь сказал cпасибо:

    Fog (19.08.2012)

  8. #5
    Регистрация
    23.12.2006
    Сообщений
    2,206
    Страна проживания:
    Israel
    Национальность
    Убеждения
    сионист
    Вероисповедание

    По умолчанию

    Fatalist,после этого в Чехию ни ногой
    Настоящие сионисты живут в Израиле

  9. #6
    Регистрация
    04.05.2011
    Адрес
    Минск
    Сообщений
    2,248
    Страна проживания:
    Belarus
    Национальность
    белорус
    Убеждения
    национал-демократ
    Вероисповедание
    агностик

    По умолчанию

    В Полоцке "служилые татары" и прочие московиты убивали не только отказавшихся перейти в православие евреев и католических монахов, но и местное православное духовенство, а православных русинов Полоцка угнали в Московию, часть продали в рабство, часть посадили в тюрьмы и потом убили.


    ‹Полоцкие бояре, купечество, большинство горожан, а также жители окрестностей Полоцка были лишены имущества и угнаны в плен, по разным оценкам число пленных составило от 15 000 до 60 000 человек. Какая-то часть пленных позже была продана (католики и протестанты легально, а православные, возможно, нелегально, так как «крещёные души» продавать запрещалось) в рабство, например в Персию (см. Ази Хосров[6], также о продаже русскими пленных Ливонской войны в мусульманские страны сообщает Генрих Штаден[7]). С. С. Довойна с женой, Я. Я. Глебович и епископ Арсений тоже были пленены.


    http://ru.wikipedia.org/wiki/Осада_Полоцка_(1563)

    Захваченные в Полоцке сокровища (городская казна, церковные деньги, иконы в окладах, драгоценная утварь) тоже отправились в Москву. Неизвестно куда подевалась богатая библиотека Софийского собора, собиравшаяся с момента его возведения в XI веке».Вывезенных в Московию жителей Полоцка (несколько тысяч человек) ждала ужасная судьба. Генрих Штаден писал:
    «Мещане вместе с их женами и детьми были развезены по нескольким городам Русской земли… Мещане, равно как и многие из дворян, вместе с женами и детьми несколько лет жили по тюрьмам, закованные в железа, залиты свинцом. Когда же великий князь вместе со своими опричниками осаждал некоторые города в Лифляндии, все они были убиты вместе с их женами и детьми. И всем еще для устрашения были отсечены ноги, а (тела их) брошены потом в воду».


    Дворяне и бояре московского царя соревновались в ловкости – кто быстрее разрубит пленника пополам саблей или топором. Сам царь Иван Васильевич в кровавой потехе не отставал от клевретов. Рубил головы полочан, как заправский палач. Воспоминания о зверствах московитов в Полоцке оставил царский подручный немец Генрих Штаден.
    Грехи царь и его свита замаливали в Софийском Соборе. Пока шла резня в посаде и в замке, Грозный усердно молился под пение московских монахов и священников. Православное духовенство Полоцка было полностью перерезано победителями. Многим священникам саблями отрубали ноги и бросали в снег на берегах рек Двины и Полоты истекать кровью. Сожгли царские вояки и католических монахов-бернардинцев.


    Правление Ивана Четвертого надо делить на два периода.В Первый-это был действительно деятельный, хороший и годный царь.Во второй - жестокий деспот.

    Вот хороший краткий текст, к которому мне добавить практически нечего:

    http://slovo.ws/urok/historyofbelarus/150/046.html

    Перевод:
    Почему в Беларуси московского царя Ивана IV называют Ужасным?


    Московский царь Иван IV (1530-1584) вошел в белорусский историю как захватчик и палач: начав войну против Великого княжества, в 1563 году захватил Полоцк, в котором совершал ужасные убийства, десятки тысяч людей выводил в неволю, рассылал по Беларуси и карательные отряды для расправы над простым людом. За 16 лет господства его воевод в Полоцке край этот настолько одичал и обезлюдел, что на восстановление его пришлось брать людей из других мест Беларуси.


    Не менее крови лил Иван IV и в своем государстве, где годы опричнины стали настоящей вакханалией садизма. Например, в Новгороде Великом зимой 1570 опричники больше месяца убивали по 500-1000 человек ежедневно. Но вот же удивительно: в память своего народа коронованный маньяк вошел как жестокий, но справедливый судья, «грозный царь Иван Васильевич». Способствовали этому особенности российского национального характера, в частности монархические иллюзии. Отсюда - апология тиранства, идеализация этого царя в российской исторической литературе.


    В Беларуси же восприятие Ивана IV соответствовало его черным делам. Здесь, как и в других европейских странах, где ходили жуткие слухи о его невероятную ярость, московский царь был не «грозный», а ужасный. В английский язык он так и вошел как John Terrible, в немецкую - как Iwan der Schrekliche. И в белорусском истории это Іван Жахлівы (Иван Ужасный).




    ---------- Post added at 09:53:34 ---------- Previous post was at 09:43:49 ----------

    Цитата Сообщение от Эдвин_Мур_ Посмотреть сообщение
    У нас вои уникальные традиции были, мы самобытная европейская ветвь - нам нет нужды в чужих традициях.
    Да уж говорите прямо-евразийская.

  10. #7
    Регистрация
    20.12.2011
    Сообщений
    1,754
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    русский
    Убеждения
    монархист, русский социалист
    Вероисповедание
    православный

    По умолчанию

    Хорошая попытка русского взгляда на царствование Ивана Грозного с точки зрения русофобской позиции сиононацистского отделения истории расеянской Академии наук. Но тяжело сидеть на двух стульях, тем не менее спасибо.

    Не только в расеянской Академии наук есть историки, на работы которых опирается автор. Есть историки и среди русского народа.

    Вот с точки зрения русских историков, подтвержденнjq археологическими, а точнее - эпиграфическими материалами, но которые в упор не хотят замечать историки Академики наук, пару добавлений.

    Почему русские являются имперцами по своему духу (я кстати, не имперец, - для меня главное - кровь)?
    Никто не задумывался?
    Ведь, смотрите, князь Святослав, разбивший хазар (10 век) хотел сделать свою столицу в нынешней Болгарии, обосновывая это тем, что именно здесь центр Земли русской.

    Затем - этот поход Ивана Грозного на запад... Автор статьи обосновывает это тем, что мол, нужен был выход к морю и т.д. Экономически все это так. Но русскими людьми движут не экономические мотивы (мы же не евреи), а национальные духовные идеи.

    Но кроме всего, автор дополняет обоснование этого похода тем, что Иван Грозный считал свое происхождение германским.
    А вот это уже ближе к истине, чем экономическое обоснование.
    То есть Иваном Грозным двигало желание отвоевать потерянные земли. Ныне эта область в Германии называется Рутения. В те времена - Русь Яра, или Вагрия (отсюда и самоназвание проживающего там русского народа - варягов). Духовным центром Руси Яра являлся город Аркона, прекративший свое существование в конце 12 века, захваченный и разрушенный князьями, которые себя считали уже германцами, говорят, двоюродным братом Владимира Красно Солнышко.

    Рюрик, считающийся первым русским князем в Восточной Руси, являлся князем всей Руси - единым государством в составе Руси Яра (нынешняя Рутения) и Руси Славян (т.н. Киевская Русь). Затем Русь Яра была покорена, как уже отмечалось выше, в 12 веке князьями, забывшими русское имя.

    Так что поход в Ливонию Ивана Грозного - это была попытка реконкисты. Не получилось...

  11. #8
    Регистрация
    22.02.2009
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,565
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    русский
    Убеждения
    антикоммунист
    Вероисповедание
    православный

    По умолчанию

    Для сведения.
    С какого перепугу Шинкарь занимавшийся подпольной продажей спиртного и вообще не бывший опричником становится светочем сведений о Грозном.
    Вы уж почитайте его мемуары в которых он во главе 300воинов нападает на литовцев. Все погибают только он один в живых остается. Ну прям "царь Леонид" во главе спартанцев.
    Списки опричников с указанием довольствия есть. А уж Сотники вообще наперечет. И нетути там никагого Штадена.
    Русский уважает свой народ. Подчеркивает и выделяет лучшие его черты и качества.
    И отрицательно относится к тем кто позорит русский народ.

  12. Пользователь сказал cпасибо:

    Сухарь (20.08.2012)

  13. #9
    Регистрация
    20.12.2011
    Сообщений
    1,754
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    русский
    Убеждения
    монархист, русский социалист
    Вероисповедание
    православный

    По умолчанию

    Уточнил про Вадемара, захватившего Аркону, это правнук Киевского Великого князя Владимира Мономаха.

  14. #10
    Регистрация
    25.01.2011
    Сообщений
    1,585
    Страна проживания:
    Russia
    Национальность
    русский
    Убеждения
    националист
    Вероисповедание
    атеист

    По умолчанию

    Ничего нового и умного автор не сказал. Грозный на самом деле был очень разумным управленцем в молодости, а в старости у него крыша потекла, возможно от постоянного подтравливания мышьяком и солями тяжёлых металлов. Всё это ещё Карамзин описывал, причём здесь советские историки, они лишь почерпнули у предыдущих. По крайней мере истребление новгородцев к подвигам не относится.
    Так статья чисто германофильская и славянофобская, полная бредовых фантазий. Чехи не хотели подчинятся немцам, значит они большевики и пидорасы. Поляки их поддержали, значит такие же. Вообще чем протестанское гуситское движение хуже католичества против которого оно выступало? Лютер проповедовал через 100 лет после Гуса. Жижка постоянно в шлеме изображался, как его череп смогли разглядеть? Наверное и при Грюнальде поляки и русские с немцами дрались лишь потому что они плохие а немцы хорошие?

    Цитата Сообщение от Fatalist Посмотреть сообщение
    Польша, до этого уже запятнавшая себя открытой поддержкой прото-большевицкого движения гуситов в его борьбе против традиционной Европы (гуситские идеи в Чехии укоренились в основном среди альпийской расы и всевозможных ублюдков, в чём можно наглядно убедиться взглянув на череп предводителя гуситов Яна Жижки; будучи антинемецким, гуситское движение нанесло непоправимый вред и самим чехам
    Лютеранство тоже было против "традиционной Европы", но оно конечно хорошее движение поскольку немецкое, а вот славянское движение нехорошее.

    Цитата Сообщение от Fatalist Посмотреть сообщение
    Взятие Полоцка войском Ивана Грозного, когда служилые татары предвосхитили подвиг монголов армии барона Унгерна, утопив в реке местных бернардинцев и доминиканев, с иудеями заодно
    Слава татарам. В основном там простые белорусы пострадали, а не католики с иудеями.
    И поляки так обосрались турок. что предпочли положить десятки тысяч жизней не в войне с ними, а якобы в ненужной им войне с русскими, как будто у них не было своих интересов на Балтике. Может и в тридцатилетней войне только какие то прото-большевики виноваты были, когда немцы немцев в основном резали.
    В общем не статья а бред больного человека.
    Смерть тупым и больным божникам

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Ответов: 33
    Последнее сообщение: 22.05.2012, 20:36
  2. Переосмысление Высоцкого перед выборами: Не на равных играют с волками!
    от Александр Стерляжников в разделе Политика и экономика
    Ответов: 8
    Последнее сообщение: 26.02.2012, 15:47
  3. Отец Иоанн Охлобыстин отказался от служения
    от Людота Коваль в разделе Православие
    Ответов: 6
    Последнее сообщение: 27.12.2009, 00:28
  4. Иоанн Кронштадтский – молитвенник земли Русской
    от Одесса в разделе Православие
    Ответов: 0
    Последнее сообщение: 02.01.2008, 14:13
  5. Иоанн Кронштадтский перевернулся в гробу!
    от Ваня Солнцев в разделе Новости. В России.
    Ответов: 10
    Последнее сообщение: 30.10.2007, 13:02

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •